Право на отдых


"Право на отдых " –  выставка произведений российских художников XIX-XX веков из частной коллекции, посвященная столь долгожданной и заманчивой теме отдыха. Отдых - всегда что-то личное - беспечное, привольное, расслабленное, безудержное, яркое и солнечное или туманно-мечтательное. У каждого всегда свой отдых, свои "места силы", куда хочется вернуться или приехать впервые.

Выставка открывается работами XIX века, ведь именно тогда окончательно осознали, что отдых - это нечто прекрасное само по себе. Прогулки по лесным тропинкам, солнечные поляны и, конечно, нежная морская пена у ног, влекли к себе. Собираясь на отдых, прочь из город, каждый человек обретал на какое-то время свободу от условностей и бытовых проблем. Мечты об отдыхе были могущественнее действительности - и именно в живописи эта сила мечты, стремления к отраде покоя воплощена сильнее, чем реальные впечатления. Отдых на даче или море, в горах или в лесу, в Крыму или в Грузии - и для отдыхающих, и для художников, которые писали на тему счастливых часов отдыха, всё было равно прекрасным.

И не удивительно, что русский импрессионизм стал излюбленной стилистикой таких художников для выражения счастья, гармонии, радости жизни, которые ассоциировались с отдыхом. Такова работа Давида Бурлюка "Летний день" с манящей вглубь леса тропинкой и скользящими под ветвями бликами солнца, фактурно набросанными будущим авангардистом. Другой классик русского авангарда, Михаил Ларионов, также увлекался в молодости этой стилистикой и вернулся к ней в зрелом возрасте - вид пляжа в его "Дюнах" 1920-1930-х гг. изысканно-прозрачен и тает в морской дымке. Также и остовец Петр Вильямс, после годов модернистского эксперимента, вернулся к этой извечной теме русского искусства - воздушному импрессионистическому пейзажу, в его "Эльбрусе" трепет хрустально-чистого воздуха и легкие касания кисти, кажется, неотделимы друг от друга. Но тема отдыха и путешествий становилась для живописцев не только поводом для лирики. "Крепость Бжни" (1923), изображенная Мартиросом Сарьяном, напоминает сияющий красками витраж, где каждая линия под солнцем юга неумолима точна, а каждый цвет наполняется внутренним жаром. А вечерний пейзаж Льва Лагорио "В горах Кавказа" (1861), изображающий вид из сумрака ущелья на дальние вершины гор, напротив, холодно-прекрасен и величественно молчалив.

В 1918 году вышло Постановление "Об отпусках", официально дающее Право на Отдых, и вместе с ростом массового курортного ажиотажа в эту тему закралось и немало иронии, которая, как щепотка перца, придает ноту остроты и экспозиции выставки благодаря экспрессивным работам Аркадия Петрова и Павла Челищева. А "Холена Мзия" (1948) Ладо Гудиашвили, с чувством юмора передает мечту о южной неге.

На выставке представлены произведения Давида Бурлюка и Константина Сомова, Бориса Кустодиева и Александра Осмеркина, Михаила Ларионова и Николая Фешина, Павла Челищева и Аркадия Петрова, Ивана Айвазовского и Виктора Фербера, Мартироса Сарьяна и Льва Лагорио - воспоминания об отдыхе пробуждали в каждом размышления о гармонии с природой и с собой, возможности или невозможности ее достигнуть и, также как и сейчас при слове "Отдых!", снова и снова звали прочь из города. .

Даты  проведения: 8 апреля – 8 июня 2021 года 

Кураторы: Евгения Полатовская, Анастасия Докучаева, Анастасия Дегтярева.